Врачебные ошибки, халатность администрации, непрофессионализм медработников, неоказание качественной медицинской помощи - периодически эти явления встречаются в нашей повседневной жизни. Как поступить и что можно сделать, чтобы обезопасить себя от этого?
Оговоримся сразу: все действия медицинских работников, которые ведут к ухудшению состояния пациента, приводят к травмам и инвалидности, могут быть квалифицированы...
Врачебные ошибки, халатность администрации, непрофессионализм медработников, неоказание качественной медицинской помощи - периодически эти явления встречаются в нашей повседневной жизни. Как поступить и что можно сделать, чтобы обезопасить себя от этого?
Оговоримся сразу: все действия медицинских работников, которые ведут к ухудшению состояния пациента, приводят к травмам и инвалидности, могут быть квалифицированы с юридической точки зрения. В то же время, пациенты чаще всего не знают, что им делать и как поступить.
Медицинские работники, в свою очередь, успешно списывают ошибки на отсутствие, несовершенство или устаревание техники и инструментов в лечебном учреждении, ненадлежащее финансирование, загруженность медицинского персонала, на самого пациента, в конце концов, поздно обратившегося за помощью или неправильно выполнявшего рекомендации врача.
Однако восстановить справедливость и привлечь к ответственности нерадивого медицинского работника, может каждый.
Начнем с того, что главный документ для любого обратившегося в медучреждение - медицинская карта. Именно ее в первую очередь и нужно получить, причем в том виде, в котором она существует на самом деле.
Не секрет, что во многих медучреждениях ее могут и переписать, нивелируя допущенные в процессе лечения ошибки. В то же время, имея на руках оригиналы или заверенные копии, пациент страхует себя от случайного исчезновения деталей произошедшего.
Для получения медкнижки пострадавший, либо его ближайшие родственники, как можно быстрее должны обратиться в медицинскую организацию с письменным заявлением требования о выдаче ее заверенной копии, а также анализов и обследований.
Все документы, которые подтверждают дополнительные финансовые расходы на восстановление своего здоровья, тоже обязательно нужно собирать. Взыскать такие расходы с лечебного учреждения можно в судебном порядке.
К примеру, если пациенту оказали некачественную медицинскую зубную помощь и он был вынужден обратиться в другую клинику для повторного или восстановительного лечения, договор, квитанции, медицинская карта будут совокупными доказательствами финансовых затрат. Не помешают и показания свидетелей. Ими могут стать члены семьи, друзья, соседи, то есть те люди, которые постоянно и часто общаются с пострадавшим.
Еще один вариант - страховой полис обязательного медицинского страхования. Он дает человеку право не только на получение бесплатных медицинских услуг. Страховая компания, выдавшая его, обязана защищать нарушенные права пострадавшего пациента. Для этого необходимо обратиться с заявлением в компанию, выдавшую страховой полис.
К заявлению нужно приложить копии имеющихся документов. На основании этого, страховщики будут вправе провести независимое медицинское расследование, экспертизу качества оказания медицинской помощи с участием собственных экспертов и врачей. Кроме того, страховая компания может получить доступ к медицинским документам в лечебном учреждении. При необходимости она может защищать интересы пациента и в суде.
Обычно страховые компании ответственно подходят к защите прав пациента, потому что адекватное, полное, тщательное и всестороннее расследование ситуации и качественная защита прав пациента повышает престиж страховой организации.
Можно обратиться с заявлением и в прокуратуру, которая должна будет провести собственное расследование. При этом она может возбудить уголовное дело, если усмотрит в действиях медицинских работников состав преступления.
Пострадавший вправе обратиться также и в местное отделение Роспотребнадзора, проверка которой может выявить нарушение санитарно-эпидемиологических норм в помещении, где оказываются медицинские услуги.
Последней и важной инстанцией по защите прав пациента является суд. За защитой своих прав туда можно обращаться после сбора всех необходимых документов, получения ответа от контролирующих органов.
Судебные процессы по «медицинским делам» длятся долго, являются сложными, сопровождаются судебно-медицинской экспертизой, направлением запросов в различные инстанции.
Однако при грамотном построении и поддержании правовой позиции в суде, привлечению к участию в деле специализирующихся на подобных делах юристов, страховых организаций, контролирующих органов можно добиться положительного правового решения и восстановления справедливости.