Булат Газизуллин: «Природный газ остается самым доступным топливом — мы сохраним эту тенденцию»
Директор филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Булат Газизуллин рассказал об итогах развития татарстанских газовых заправок, их загрузке и планах по развитию сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) «Газпром» в РТ.
Каковы итоги работы татарстанских АГНКС за 2018 год?
— На территории РТ действует 19 объектов газозаправочной инфраструктуры «Газпром». За прошлый год реализация природного газа в качестве моторного топлива в республике составила более 35 млн кубометров. Для сравнения — в 2017 году эта цифра была чуть больше 28 миллионов.
Загрузка АГНКС составила 25% — это достаточно существенный прирост, если учесть, что в 2016 году производительность станций была увеличена в два раза и были введены 9 станций большой производительности. Несмотря на то что количество станций удвоилось, загрузка в процентном соотношении увеличилась.
Что уже успели сделать за три месяца с начала текущего года?
— Мы наблюдаем существенный прирост потребления метана по месяцам относительно аналогичного периода прошлого года. Ведется активное переоборудование транспортных средств. Если говорить о динамике, то в 2016 году было переоборудовано 782 автомобиля, в 2017-м — 849, в 2018 году — 1277.
В этом году уже переоборудовано 204 единицы техники. Плановый показатель, который мы ставим перед собой и республика ставит перед нами, — это 2000 автомобилей в 2019 году.
Вы сказали, что средняя загрузка АГНКС в РТ составляет 25%. Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы повысить этот показатель и достичь роста загрузки станций?
— Нужно продолжить работу в этом направлении. В предыдущие годы сделано очень многое, в том числе со стороны республики приняты две программы, выделены средства для перевода транспорта на природный газ. Компанией «Газпром газомоторное топливо» проведена большая работа, в частности реализуются маркетинговые программы, позволяющие комфортно перейти на природный газ.
Несмотря на то что мы создали самую большую по количеству газозаправочных объектов сеть АГНКС в Татарстане, ее категорически недостаточно, чтобы говорить о массовом переходе на природный газ. Соответственно, нужно дальше развивать эту сеть, делать газозаправочные станции более доступными.
Наше основное конкурентное преимущество состоит в стоимости газа. Природный газ всегда будет самым доступным по цене видом топлива. Мы эту тенденцию сохраним, автовладельцам не стоит бояться, что цены вырастут. Я уверен, природный газ по отношению к традиционным видам топлива всегда будет самым дешевым.
Как обстоят дела с ценами на заправках? Не будут ли они расти в ближайшее время?
— В этом январе нам удалось сохранить цены на уровне прошлого декабря. Даже если цены вырастут, то не больше, чем на остальные виды топлива. Более того, наша задача сегодня — не поднимать цены. Мы не поднимали их в начале года, не планируем делать это и в ближайшее время.
Какие у вас планы по развитию сети газозаправок в Татарстане?
— Сейчас строится АГНКС в Альметьевске. Уже поставлено основное технологическое оборудование. После схода снега будут произведены обвязка, монтаж и пусконаладочные работы. Думаю, к середине года мы получим хорошую, полноценную и современную станцию.
Ведутся проектные работы по строительству АГНКС в Заинске. Планируется реконструкция с целью увеличения производительности в Буинске. На сегодня на природный газ активно переходит сам Буинский район, развивается и транзитный транспорт, который движется в направлении Ульяновска и обратно.
Более того, «Газпром газомоторное топливо» прорабатывает сегодня участки в Казани. Как только будет оформлена земля, в наших планах увеличить количество станций в густонаселенных городах с развитой дорожно-транспортной сетью с большим количеством якорных клиентов и перевозок. Это, прежде всего, Казань и Набережные Челны.
Планируется ли расширение татарстанской сети АГНКС на федеральных трассах?
— Да, действительно есть такой общефедеральный проект. Основные федеральные трассы, которые проходят через Татарстан, — М5 и М7.
На первом этапе планируется совместный проект с одной татарстанской компанией. Мы будем размещаться на уже действующих традиционных заправках, будем совместно с ними строить нашу заправочную сеть. Мы понимаем, что эта компания уже выстроила свою инфраструктуру и находится в логистически правильных местах. Мы воспользуемся их знаниями, опытом и действующими присоединениями к федеральным автодорогам.
У нас уже действует заправка в Мамадыше на М7 — как раз между Казанью и Набережными Челнами. А также заправка на М5 в Алексеевском, которая соединяет Казань и Альметьевск. То есть в первом случае это Закамская зона, во втором — юго-восток Татарстана. По нашему мнению, сегодня это позволяет проехать в этих направлениях полностью на природном газе.
Какая работа по развитию рынка газомоторного топлива ведется непосредственно с Казанью?
— В 2018 году в город пришли автобусы на природном газе. Они активно используются, и мы получаем обратную связь, что они гораздо эффективнее дизельных. Наши крупнейшие перевозчики в Казани, которые используют газомоторную технику, — это ПАТП-2 и ПАТП-4. Есть также частные перевозчики. Мы работаем с «Яндекс.Такси». Очень много таксистов перешло на природный газ.
Наша первоочередная задача — развить сеть в Казани. Если говорить о потреблении природного газа, Казань уже однозначно стала лидером среди городов РТ. На конец года мы ожидаем реализацию в Казани порядка 17 млн кубометров метана. Это практически 50% всей производительности действующей сети. Загрузка казанских станций выше, чем средняя загрузка станций по республике, и достигает около 50%.
По объему реализации метана Казань обогнала Набережные Челны. По процентному соотношению в Челнах и Казани мы можем наблюдать примерное равенство.
Предоставление субсидий от республики тем, кто переводит авто на газ, — это уникальный опыт республики?
— В стране принимаются различные меры для стимулирования рынка газомоторного топлива. Каждый субъект выбирает свой путь. Татарстан был первым субъектом, который внедрил у себя пилотный проект по субсидированию части затрат при переводе авто на метан.
Степень господдержки, которая оказывается в РТ, несравнимо выше поддержки в других субъектах. Так, на приобретение автобусов в Казани было выделено около 290 млн рублей, республика финансирует 30% затрат на переоборудование.
Опыт Татарстана перенимают другие регионы. В рамках Энергетического форума на «Казань Экспо» Татарстан презентует свой опыт по мерам господдержки перехода на газомоторное топливо.
Республика также принимала непосредственное участие в формировании механизмов поддержки на федеральном уровне. Именно здесь были заложены те начинания по формированию господдержки. Со стороны федеральных органов власти планируется субсидирование переоборудования техники, приобретения заводских автомобилей на метане и развития инфраструктуры.
Фото: Султан Исхаков
Автор материала: Катерина Фадеева
Подробнее: https://sntat.ru/ekonomika/bulat-gazizullin-prirodnyy-gaz-ostaetsya-samym-dostupnym-toplivom-my-s/
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа