Николай Карасёв: нет материала лучше, чем дерево
Художник из Лениногорска Николай Карасев стал победителем двух республиканских конкурсов
«В молодости я занимался чеканкой по алюминию, а тут понял, что для меня нет лучше материала, чем дерево — работая с ним, можно воплотить все то, что ты хочешь сказать людям», — рассказывает художник.
Вначале освоил плоскорельефный метод резки по дереву, затем, с годами перешел к глубокорельефному.
«Глубокорельефный метод требует особой подготовки. Но усилия стоят того – на картине события и люди как бы оживают, мне кажется, даже можно разговаривать с ними», — рассуждает наш герой.
В мир творчества, считает он, его привел отец. Семья жила на станции Клявлино Куйбышевской области и души не чаяла в своем первенце Николае, который родился 18 декабря 1952 года. Первое его воспоминание: на новый год папа, работавший на нефтеперевалочной станции, подарил ему набор карандашей, 12 цветов.
«Цветные карандаши, удивительный запах, исходящий от них, на меня, мальчика 4 — 5 лет, произвели магическое действие. Отец заточил карандаши, поставил на тумбочку апельсин, и я начал его рисовать», — вспоминает он.
Не удивительно, что в школе он был ответственным за стенную газету, а во время службы в армии, занимался оформительской деятельностью. После армии работал вначале токарем, затем инженером-технологом в бюро инструментального хозяйства на одном из заводов Бугульмы, параллельно учился в индустриально-педагогическом техникуме, который располагался через дорогу. В то время на заводе было много остатков алюминия, которые особо никого не интересовали. Николай попробовал на алюминии делать чеканку. Получилось. Свои творения охотно дарил друзьям, но одно из них - «Жар-птица» - и сегодня бережно хранит дома.
В искусстве резьбы по дереву он достиг высокого уровня, но так и не ушел в профессионалы. Почему?
«В молодые годы и позже для меня очень важна была семья, надо было ставить на ноги детей, нужен был стабильный заработок. я всегда думал, что, если богом дано, когда-нибудь это проявится. Руководство и коллектив „ЛениногорскРемСервиса“, где я проработал с 1989 по 2012 год, поддерживали меня в моем увлечении, помогая устраивать персональные выставки», — говорит он.
Первая его выставка прошла в Лениногорском краеведческом музее, называлась она «Весенние проталины». Пришли многие художники, его работы похвалил Мударис Мингазов, тогда заместитель председателя отделения союза художников юго-востока РТ, сегодня — заместитель руководителя союза художников РТ. Он же начал привлекать его к участию в региональных, республиканских выставках. Организация выставок — дело хлопотное, волнительное и затратное. Дерево, краски, деньги, транспорт — все это стоит немалых денег. Откуда средства? На этот вопрос он отвечает, что есть пенсия. Да, свои творения он не выставляет на продажу.
«Я мог бы их продавать, но тогда я бы не смог организовывать выставки», — делится он. «И что, без выставок уже никак?», — спрашиваем мы. «Никак. Мы проводим выставки от детских садов, Горрайсовета ветеранов Лениногорска до больших залов Казани, Волгограда, других городов. Конкурсы, выставки для творцов — как скачки для скакунов, они вдохновляют, побуждают писать новые картины, и, чтобы не повторяться, приходится в себе открывать новые грани», — делится художник.
У Николая Карасева состоялось более 150 вернисажей различного уровня, многие работы нашли постоянную прописку в частных коллекциях, на предприятиях компании «Татнефть» и в музеях республики. Для него очень важно, чтобы люди понимали искусство резьбы по дереву. В своих творениях он стремится отобразить историю России, сельский быт, православную культуру, сказочную тематику. В последние годы он заинтересовался и историей Волжской Булгарии. Так в его искусстве переплетается многонациональный Татарстан.
2023 год для Карасева стал богатым на творческие события. После того, как в 2022 году в Татарстане широко отметили 1000-летие принятия ислама, он создал большое панно «Волжская Булгария». В начале 2023 года талантливое творение вместе с другими произведениями искусства художников Татарстана выставлялось в галерее «Серебряный век» Чебоксарской государственной библиотеки. Работа получила много положительных отзывов от искусствоведов и обычных людей. А летом этого же года он стал победителем республиканского конкурса «Ветераны — хранители национальных культур и традиций народов РТ» в номинации «Резьба по дереву».
«Мы все были рады возможности познакомиться с творчеством коллег, представить свои работы. От нас, мастеров искусств, тоже зависит сохранение народных традиций, обычаев, культур», — отмечает Николай Карасев.
Он не пропускает выставки, организуемые компанией «Татнефть». В 2023 году вновь стал лауреатом первой степени творческого конкурса художественных работ среди работников и неработающих пенсионеров. Конкурс был посвящен 80-летию начала разработки нефти Татарстана и 75-летию Ромашкинского месторождения. То, что его произведение «Трубопровод ждет» - лучшее, определили методом народного голосования.
«Резьба по дереву издревле было присуще многим народам. Это богатейший клад. Потом пришли металл и пластик. Дерево начало теряться. Надо вернуть ему былую славу», — считает Николай Карасев и этому посвящает свою жизнь.
Айсылу Габбасова.
Фото из личного архива Николая Карасёва
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа