Что нужно делать, чтобы стать творцом?
Возможно, вам приходилось слышать предание о том, что мир начался с дерева. Ствол его как бы олицетворяет ось вселенной, ветви с листьями, которые один не повторяет другой, – это все окружающее пространство. Николай Карасев много лет назад сумел открыть для себя новый увлекательный мир, взяв в руки резец. Сегодня, когда он на заслуженном отдыхе, любимому делу посвящает все свободное время. Создает из дерева неповторяющиеся картины природы, человеческой жизни, события истории.
В мире творчества – с детства. В мир творчества, считает он, его привел отец. Семья жила на станции Клявлино Куйбышевской области и души не чаяла в своем первенце Николае, который родился 18 декабря 1952 года. Первое его воспоминание: на Новый год папа, работавший на нефтеперевалочной станции, подарил ему набор китайских карандашей, 12 цветов.
«Цветные карандаши, удивительный их запах для меня, мальчика 4-5 лет, произвели неизгладимое впечатление. Отец заточил карандаши, поставил на тумбочку апельсин, и мы начали его рисовать», – вспоминает он.
Отец его брал часто в лес, учил прислушиваться к пению птиц, шелесту деревьев. Неудивительно, что влюбившись в рисование с раннего детства, в школе он был ответственным за стенную газету. Это его увлечение пригодилось ему и в армии, он и на службе занимался оформительской деятельностью.
Так сложилось, что после армии работал вначале токарем, затем инженером-технологом в бюро инструментального хозяйства на одном из заводов Бугульмы, параллельно учился в индустриально-педагогическом техникуме, который располагался через дорогу. В то советское время на заводе было много остатков
алюминевой фольги, которые особо никого не интересовали. Он попробовал на алюминиевой фольге делать чеканку. Получилось. Свои творения с удовольствием дарил, но одно из них – «Жар-птица» – и сегодня бережно хранит дома.
«Занимался чеканкой до тех пор, пока не почувствовал «вкус» дерева», – замечает он. Это ощущение пришло к нему, когда работал на строительстве компрессорных станций газопровода «Уренгой-Помара-Ужгород». Как-то снаружи через окно вагончика, в котором проживали строители, он увидел на стене иллюстрацию Христа из какого-то цветного журнала. Выпросил ее и чуть позднее воплотил в резьбе задуманное. Работая с деревом, двигался, как он сам говорит, на ощупь, пробуя, ошибаясь, начиная заново. Вначале освоил плоско-рельефный метод, потом перешел к глубоко-рельефному.
Почему не ушел в профессионалы? «В молодые годы и после для меня очень важна была семья, надо было ставить на ноги детей, нужен был стабильный заработок. я всегда думал, что, если Богом дано, когда-нибудь это проявится. Очень благодарен руководству ООО «ЛениногорскРемСервис», где я проработал до ухода на пенсию, с 1989 по 2012 год, которое поддерживало мое увлечение, и поддерживает до сих пор, помогая устраивать персональные выставки», – говорит он.
На предприятия была такая традиция – устраивали специальное торжество для ветеранов, уходящих на заслуженный отдых. Так вот, герои мероприятия представили на нем свои творения, как бы говоря о том, что и на заслуженном отдыхе им будет чем заняться. Кто-то принес вязанные вещи, кто-то печенье собственного приготовления, кто-то одежду для куклы. А Николай Карасев устроил собственную выставку работ по резьбе по дереву. Все, кто впервые ее увидел, ахнули, поразились мастерству, и строго наказали выйти на городской уровень. И с тех пор он все свое время отдает творчеству.
От выставки до выставки. Первая его выставка прошла в високосном 2012 году, 29 февраля, в Лениногорском краеведческом музее, называлась она «Весенние проталины». Пришли многие художники, много теплых слов в адрес автора сказал Мударис Мингазов, тогда заместитель председателя отделения союза художников по юго-востоку Татарстана. Он же начал привлекать его к участию в региональных, республиканских выставках. Каждый год приносил новые радости, особенно запомнился 2014 год, когда он принял участие в 26 выставках. Организация выставок – дело очень хлопотное, волнительное и затратное, впрочем, как само творчество. Дерево, краски, транспорт – все это стоит немалых денег. Откуда средства? На этот вопрос он отвечает, что есть пенсия. Да, свои творения он не выставляет на продажу.
«Я мог бы их продавать, но тогда я бы не смог бы организовывать выставки», – поделился он.
«И что, без выставок уже никак?», – спрашиваем мы.
«Никак. Где только не проводились выставки, начиная от детских садов, до больших залов Казани, других российских городов, к примеру, Волгограда», – говорит он. Николай Карасев – участник городских, республиканских, региональных выставок художников, обладатель диплома Союза художников РТ, лауреат премии имени Шамиля Бикчурина, обладатель премий компании «Татнефть».
Его радует, что появился постоянно действующий выставочный центр, заработал клуб «Рукоделие» при РайГорСовете ветеранов.
«В центре регулярно проводятся выставки художников РТ и РФ, встречи художников, поэтов города Лениногорска и гостей из близлежащих городов. В нем побывало более девяти тысяч посетителей. Это стало важным событием в художественной жизни юго-восточного региона Татарстана», – считает Анатолий Кондратьев, председатель РайГорСовета ветеранов.
Это – богатейший клад. Для Карасева очень важно, чтобы люди понимали искусство, и не только живопись, но и работы по дереву.
«Это богатейший клад. Резьба по дереву издревле было присуще русским. Потом пришли металл, бетон, пластик. Дерево начало теряться. Надо бы вернуть дереву былую славу», – отмечает он.
Разве с этим поспоришь? Его резьбу по дереву знают не только в Татарстане, но и в России. Людям его работы нравятся. Очень много положительных отзывов. И от обычных людей, и искусствоведов.
«Лучшие панно художника представляют собой бытовые многофигурные композиции этнографического характера. В его работах раскрываются истории России, Татарстана с ее сельским укладом жизни, православной культурой, сказочная тематика. Карасев достигает удивительного слияния персонажей, пейзажа, архитектуры. Он создает иллюзию глубины, пространства, в котором группы фигур свободно располагаются среди архитектурных строений, образуя с ними единый слитный ансамбль. Н. Карасев стал настоящей творческой личностью и занял достойное место в декоративно – прикладном искусстве региона», – считает Н.М. Горюнова, член АИС.
Его умелым рукам поддаются и ель и сосна, но излюбленным материалам остается липа, которая сохраняет свою структуру, и все градации объема
А еще он сочиняет стихи, пишет прозу. Обладая природным талантом, упорством, Николай Карасев постоянно в творческом поиске – пожелаем ему новых успехов!
Автор: АЙСЫЛУ ГАББАСОВА
Фото: АЙСЫЛУ ГАББАСОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа