Запрет на продажу немаркированных шуб вступает в России
Запрет на продажу в России меховых изделий без специальной электронной маркировки вступает в понедельник в силу. Теперь все изделия, поступающие в продажу, должны быть снабжены специальными RFID-метками. Проверку за исполнением закона взял на себя Роспотребнадзор. Маркировка меховых изделий в России стала обязательной с 12 августа, а предпринимателям первоначально дали время...
Запрет на продажу в России меховых изделий без специальной электронной маркировки вступает в понедельник в силу. Теперь все изделия, поступающие в продажу, должны быть снабжены специальными RFID-метками. Проверку за исполнением закона взял на себя Роспотребнадзор.
Маркировка меховых изделий в России стала обязательной с 12 августа, а предпринимателям первоначально дали время до 1 октября, чтобы прочипировать имеющиеся остатки товара. Позднее срок был продлен до 5 декабря. Маркировка шуб проводится в рамках создания Единой системы маркировки товаров в ЕврАзЭС. Данная норма запрещает ввоз и реализацию меховых изделий в странах ЕврАзЭС без маркировки специальными RFID-метками (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация товаров; метки способны хранить данные и передавать их бесконтактным способом с помощью радиоволн). Причем речь идет именно о верхней одежде. На изделия из текстиля с добавлением меха норма распространяться не будет.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова в пятницу сообщила журналистам, что ведомство держит "постоянный контакт с ассоциациями, которые контролируют, что происходит на рынке". "Все переходные периоды заканчиваются, все отсрочки завершаются", - сказала она. Роспотребнадзор также сообщил, что к моменту вступления в силу запрета на продажу немаркированных изделий были приостановлены продажи пяти тысяч шуб на 300 млн руб. Изъятые шубы передаются в Росимущество, которое принимает дальнейшее решение об их судьбе.
Первые выходные декабря стали ударными по продажам шуб по сниженным ценам. В субботу и воскресенье магазинам необходимо было продать меховые изделия по низким ценам, чтобы максимально реализовать товар, на котором отсутствуют электронные метки. "То, что мы видим на рынке - это снижение (цен - ред.) сначала в два раза, потом еще в два раза на тот товар, который еще может быть в обороте", - говорила Попова журналистам накануне выходных.
Зачем нужна маркировка
Введение маркировки необходимо для борьбы с контрафактными мехами, доля которых на рынке ЕврАзЭС достигает 70%. В России при этом импортные шубы занимают до 95% рынка и, хотя его объем оценивается в 100-120 млрд рублей в год, собираемые таможенные пошлины достигают лишь около 5 млрд рублей.
Перегруженный "Гознак"
В октябре владельцы меховых салонов начали бить тревогу. Они жаловались, что АО "Гознак", ответственное за изготовление контрольно-идентификационных знаков, не успевает сделать их вовремя, и те, кто не получил чипы для своего товара, вынуждены свернуть торговлю. С такой проблемой столкнулись, в частности, предприниматели в Новосибирске. Они обратились с просьбой посодействовать в решении вопроса к региональному бизнес-омбудсмену Виктору Вязовых.
При этом свои обязательства, утверждают предприниматели, они исполнили: заключили договоры с "Гознаком" и разместили заказ на изготовление чипов. Кроме того, предприниматели пожаловались на неопределенность ситуации и отсутствие информации о том, как будет работать система маркировки. С подобными проблемами столкнулись предприниматели и в других регионах.
Накануне истечения срока переходного периода Минэкономразвития РФ сообщило в докладе "Тенденции развития в секторах экономики", что поставщики меховых изделий несут убытки из-за дефицита меток. Однако информацию о нехватке опровергла сначала ФТС, а потом и Роспотребнадзор. "На сегодняшний день каких-либо опасений, напряжений по части обеспечения метками нет", - сказала Попова 2 декабря.
Плата за контроль
Меховые изделия, которые ввозятся в Россию сейчас, уже чипированы. Метка содержит информацию о производителе и виде меха, поэтому продать китайскую шубу из стриженого сурка под видом итальянской из стриженой норки больше не получится.
При этом ранее участники рынка, опрошенные ТАСС, выражали опасения, что российские продавцы и производители меховых изделий могут начать массово уходить с рынка из-за маркировки. Те же, кто останется на рынке, будут вынуждены поднять цены.
Как сообщала ТАСС представитель новосибирских предпринимателей, обратившихся к бизнес-омбудсмену, Юлия Тихонова, нововведение выгодно государству с точки зрения учета и контроля рынка, но малому бизнесу ранее позволялось покупать на ярмарках в России импортные шубы без документов о ввозе. Теперь ярмарок нет, работать как раньше нельзя, и перед многими встанет вопрос о закрытии, отмечала она. Те же, кто не уйдет с рынка, по ее словам, будут вынуждены поднять цены: закупка меховых изделий для бизнесменов стала дороже, поскольку если ввозить по новому порядку через границу, удорожание происходит на 15 тыс. рублей как минимум.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа