Завтра лениногорские учителя вновь соберутся на большой августовский педсовет. С какими результатами, достижениями, планами подошли они к нему? - об этом и многом другом в интервью нашей газете начальника управления образования, отличника народного просвещения Рафика Хамидуллина.
- Рафик Хамбялович, приближается очередной учебный год, основу для которого закладывают результаты прошедшего. Каковы они?
- С чувством удовлетворения отмечу, что педагогические коллективы школ города и района достойно выполнили стоявшие перед ними задачи. Качество знаний учащихся составило 54,7 процента, что на 1,8 процента выше, чем в предыдущем учебном году. С честью выдержан и главный критерий оценки труда учителей - итоги единого государственного экзамена. Его сдавали 437 выпускников средних общеобразовательных учебных заведений, и среди них число набравших более 80 баллов возросло на 1,4 процента, составив 8,3 процента против 6,9 процента в прошлом учебном году. Увеличилось и число стобалльников: 7 против 1 в 2011-ом. Разница ощутимая, и хотелось бы назвать имена тех, кто с честью представил родные школы. Это учащиеся СОШ № 6 Артур Сабирзянов, показавший знания на высшем уровне по информатике (преп. С. Хисамутдинова) и Екатерина Бурлеева, набравшая максимум баллов по русскому языку (преп. Т. Павлова); а также четыре выпускника СОШ № 2, получившие по 100 баллов по русскому языку: Александр Колкаманов, Лия Гусманова, Екатерина Тамбовцева, Алиса Трондина (преп. Г. Зелепугина). У Алисы к тому же 100 баллов и по химии (преп. И. Ширяева).
В целом, средние баллы ЕГЭ по всем предметам, кроме информатики и химии, у нас выше республиканских. Это радует.
Для 959 выпускников 9-х классов состоялась государственная итоговая аттестация (ГИА) по 14 предметам в новой форме. По русскому языку и математике показатели улучшились, однако по ГИА ещё остаются проблемные моменты, и учителям-предметникам есть над чем поработать.
- Образование стремительно развивается, обновляется, совершенствуется. Какие приоритетные программы сегодня в действии?
- С 2010 года в стране претворяется в жизнь президентская инициатива «Наша новая школа», включающая в себя внедрение новых образовательных стандартов, развитие учительского потенциала и поддержку талантливых детей, сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование самостоятельности общеобразовательных учреждений т. д. В её рамках разработана Стратегия развития образования в Республике Татарстан «Килэчэк» с определением в ней трёх ключевых направлений: учитель, технология, инфраструктура. Над реализацией задач, заложенных в них, и работал весь наш педагогический корпус.
Кроме того, с целью обеспечения доступного качественного образования каждому ученику на муниципальном уровне принята программа развития сети лениногорских образовательных учреждений на 2010-2012 годы. По ней мы поэтапно осуществляем реструктуризацию, оптимизацию школ, причём к этим непростым по своей сути процессам стараемся подходить дифференцированно, с учётом конкретных ситуаций. На данный момент после проведения некоторых реорганизационных мероприятий в городе функционируют 12 школ, в сельской местности - 22 с охватом около 8700 учеников по сравнению с прошлым годом это меньше на 305 человек, т. е. тенденция демографического спада ещё проявляется.
- Сегодня школам уделяется большое внимание на всех уровнях, начиная с Президента России и кончая органами местного самоуправления. Как это отражается на их «самочувствии»?
- Разумеется, положительно. Так, в рамках вышеупомянутой Стратегии произошла «революция» в техническом оснащении городских, сельских школ и ДОУ, они в достаточной мере оснащены компьютерным и мультимедийным оборудованием. В частности, ноутбуки получили 923 учителя, 56 заведующих детскими садами, 36 педагогов доп. образования. В учреждения централизованно поступили 397 комплектов стационарной компьютерной техники, 132 - проекционных, 69 - интерактивных комплексов. СОШ № 7, оснащённая самыми современными цифровыми технологиями, стала школой - центром компетенции. Ещё одно новшество - введённый электронный фонд учебной литературы (ЭФУЛ).
Укрепляется и материально- техническая база наших учреждений. Как и ежегодно, этим летом проведена серьёзная работа по подготовке их к новому учебному году. Практически во всех прошли выборочные ремонтные мероприятия, по обеспечению функционирования объектов в отопительном сезоне, оснащению их приборами учёта энергоресурсов. А три школы - № 6, 3 и им. В. Чкалова, - как уже неоднократно сообщалось, попали в татарстанскую программу капитального ремонта. На все эти цели было выделено 44 млн рублей из местного бюджета, из них 8 млн. рублей - на дополнительные виды работ в школах № 3, № 6, им. В. Чкалова, попавших в татарстанскую программу капитального ремонта; и более 24 млн рублей - из республиканского.
- Обновление и техническое перевооружение школ - это замечательно. Но, согласитесь, неизменной и главной фигурой в процессе образования и воспитания юного поколения во все времена является учитель. Каков потенциал лениногорских просвещенцев?
- Без ложной стыдливости могу сказать, что наши педагоги в большинстве своём глубоко преданы выбранной однажды профессии, ими движет любовь к детям, желание дать им глубокие знания и привить высокие нравственные качества. Соответствуя духу времени, они подходят к делу творчески, по-новаторски, с энтузиазмом участвуют в многочисленных конкурсах и проектах. Итоги только радуют! Вот некоторые тому подтверждения. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» премии от правительства РТ в этом году получили С. Веденеева (ОБЖ, СОШ № 4), В Самигуллина (татарский язык и литература, гимназия № 11), Н. Камалова (информатика, СОШ № 5); одержали те или иные победы в республиканских профессиональных конкурсах И. Медведева (педагог-психолог, СОШ № 5), Н. Чернова (педагог-организатор, СОШ № 5). Р. Ишниязов (учитель ОБЖ, Новочершилинкая школа), Н. Неруцких (учитель физики, СОШ № 7).
Среди наших педагогов немало и грантополучателей, у которых благодаря заинтересованному отношению, качественной работе и зарплата становится в разы больше. К примеру, 100 лучших учителей получали в прошедшем учебном году надбавку 6000 рублей к заработной плате. Семь преподавателей английского языка стали обладателями гранта «Алгарыш» и прошли летом стажировку в Великобритании. Перечислять можно ещё долго. Я надеюсь, и в дальнейшем наши представители будут активно использовать возможности грантовой поддержки, тем самым и своё педагогическое мастерство повышая, и материальное положение улучшая.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить главу муниципального района Рягата Хусаинова, взявшего за правило ежегодно поощрять молодых специалистов; победителей муниципального этапа профессиональных конкурсов, преподавателей, добивающихся высоких результатов ЕГЭ; а также за именные стипендии талантливым учащимся; руководителей нефтяных и других предприятий - за помощь в ремонте школ.
- Приближается новый учебный год. Какие задачи он ставит перед вами?
- За последнее время много позитивного сделано, но ещё больше - предстоит. Так, для личностно-ориентированного образования, о котором сегодня все говорят, необходимо обеспечить добротные, комфортные, уютные и безопасные условия. К сожалению, пока ещё не всякая наша школа может ими похвастаться. Поэтому имеется острая необходимость в принятии муниципальных целевых программ «Крыша», «Окно», «Сельские школьные туалеты», «Тепло», требующих серьёзных финансовых вложений. Ну и первейшей своей обязанностью, профессиональным долгом считаем дачу подрастающей смене качественного образования, которое позволит ей смело и уверенно войти во взрослую жизнь, найти в ней достойное место.
Я поздравляю всех своих коллег с приближающимся Днём знаний, желаю плодотворного труда, новых творческих достижений, большой отдачи, любви и уважения учеников. Цели у нас благородные, задачи непростые, но думаю, что коллективно, в единой связке нам удастся всё намеченное воплотить в жизнь.