Вы уверены, что вам звонят из банка?
Мошенники научились подделывать официальные номера горячих линий банков и с помощью социальной инженерии выманивают конфиденциальные данные, чтобы лишить вас сбережений. Как распознать их уловки и противостоять киберпреступникам рассказывают специалисты Отделения Банка России по Республике Татарстан.
Что происходит?
Чаще всего преступники звонят ночью или ранним утром, когда человеку трудно быстро сориентироваться. На телефоне появляется официальный номер банка. Обычно преступник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее.
Злоумышленник представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Звонящий говорит быстро и уверенно, использует профессиональные термины, на фоне вы можете услышать звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра. При этом мошенники торопят и запугивают гражданина, давят на его эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое.
Например, обманщики говорят, что по карте проводится подозрительный платеж на крупную сумму и чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему угрожают, что деньги с его карты пропадут прямо сейчас.
Если преступникам удается узнать нужную им информацию, они получают доступ к счету и снимают с него все деньги.
Как реагировать?
Спросите ФИО звонящего, название подразделения и положите трубку.
Ни в коем случае не делайте обратный звонок. Наберите номер горячей линии банка вручную. Номер можно найти на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте банка.
Связавшись с банком, вы должны сообщить, что в отношении вас поступил такой звонок. В банке зафиксируют и проверят, имеет ли место случай мошеннических действий.
Не стоит паниковать и спешить. Если банк выявит подозрительную операцию, он сразу сам приостановит ее на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее. Это решение надо принять в течение 48 часов – этого времени достаточно, чтобы хорошо все обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через
двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдет.
Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.
Чтобы защитить свои деньги от мошенников не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка». В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру и уточняйте информацию у оператора.
Свежие новости и актуальную информацию читайте в номерах газеты «Лениногорские вести» и «Заман сулышы», смотрите в программе «Новости Лениногорска»!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа