Этого прецедента давно ждали автомобилисты: уже полгода они жалуются, что страховщики отказывают им в выдаче полисов без уважительных причин. В самих компаниях официально заявляют, что не ограничивают убыточный для них вид страхования, но в деловых кругах говорят обратное. УФАС обещает, что продолжит карать недобросовестных игроков рынка - вслед за "Росгосстрахом"...
Этого прецедента давно ждали автомобилисты: уже полгода они жалуются, что страховщики отказывают им в выдаче полисов без уважительных причин. В самих компаниях официально заявляют, что не ограничивают убыточный для них вид страхования, но в деловых кругах говорят обратное. УФАС обещает, что продолжит карать недобросовестных игроков рынка - вслед за "Росгосстрахом" могут возбудить и дела против других страховщиков.
24 апреля антимонопольная служба Татарстана вынесла решение по делу, возбужденному против ООО "Росгосстрах" по п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части навязывания договоров страхования. Комиссия ведомства пришла к выводу, что страховщик при продаже ОСАГО навязывает клиентам программу по страхованию жизни и здоровья водителя «Фортуна-Авто». В распоряжении УФАС оказались два документа от клиентов, в которых был прописан отказ "Росгосстраха" от продажи полиса из-за того, что покупатель отказался от "Фортуна-Авто", сказал на заседании ведомства замруководителя УФАС по РТ Руслан Биктимиров. Как пояснил он после заседания РБК-Татарстан, на "Росгосстрах" с осени поступило порядка сотни подобных жалоб.
Страховщик свою вину перед ведомством не признал. "С нашей стороны навязывания нет никакого, ОСАГО - обязательный вид страхования. Есть, скажем, "диверсанты" из других компаний, которые хотят нас очернить", - сказал журналистам руководитель юридического отдела "Росгосстраха" Ринат Варламов. Он пояснил РБК-Татарстан, что стоимость ОСАГО в Казани составляет от 2,5 тыс. руб., а "Фортуна-Авто", предоставляемый также на год, 1,3-1,6 тыс. руб.
УФАС, разбиравший дело еще с осени 2013 года, предписал страховщику устранить нарушения, то есть прекратить навязывание покупателям ОСАГО допуслуг, а также выплатить в бюджет государства незаконно полученный, по его выводам, доход в размере 158,307 млн руб. Как пояснил РБК-Татарстан Руслан Биктимиров, эта сумма рассчитывалась исходя из всей суммы проданных в 2013 году "Фортуна-авто" за вычетом 0,8% - именно столько, по выводам УФАС, компания продала услугу честным путем.
"Мы обязательно будем обжаловать", - пообещал РБК-Татарстан гендиректор татарстанского филиала "Росгосстраха" Фарид Хамадеев, отказавшись от иных комментариев.
Ситуация с продажами ОСАГО в республике обострилась еще осенью прошлого года. Из-за невыгодной стоимости полисов страховщики ставят покупателей в очереди или предлагают купить полис вместе с другими услугами. Число жалоб на страховщиков в УФАС за 1 квартал сравнялось с числом за весь прошлый год, сказала РБК-Татарстан пресс-секретарь УФАС по РТ Резеда Мазитова. У людей есть претензии и к другим страховщикам, сказал Руслан Биктимиров, но названия компаний предпочел не упоминать. "Можете ждать новых дел", - пообещал он РБК-Татарстан.
Президент Союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров не отрицает, что ситуация с продажами ОСАГО в республике сложилась критическая. В начале марта специалисты Союза провели небольшое исследование, обзвонив 15 компаний с просьбой оформить им обязательный автомобильный полис. Из них 14 отказались под разными предлогами - например, сославшись на нехватку бланков. Однако в компаниях, названия которых не разглашаются, купить ОСАГО можно было вместе с другими продуктами, например, страхованием жизни. «Бланки тут же находились», - констатирует Сабиров. Он уверяет, что «ПСК Казань» ОАО» Страховая группа МСК», которую он возглавляет, продает ОСАГО без проблем.
"Я эту новость рад слышать", - сказал о штрафе "Росгосстраха" руководитель Федерации автовладельцев России в РТ Рамиль Хайруллин. Организация обзвонила 4-5 страховых компаний и пришла к тем же выводам, что и Сабиров. "Нам объяснили, что страховым компаниям не хватает бланков... Сейчас полисы не выдает никто практически, только своим (своей клиентской базе), остальным навязывают допуслуги", - сказал он.
По его словам, 24 апреля глава ФАР Сергей Канаев встречался с главой Центробанка, чтобы обсудить эту проблему, результатов ждут в регионах. Пока же Хайруллин пытается самостоятельно "подловить" страховщиков на навязывании допуслуг. "Через Роспотребнадзор мы просто эти деньги в судебном порядке отсудим. Нам сейчас нужен прецедент", - пояснил автомобилист, который на днях будет помогать казанской автоледи оформлять проблемный полис. Он обещает в случае конфликта дойти и до прокуратуры.
Статистика показывает, что если в 2012-м году продажи ОСАГО по Татарстану выросли на 31%, то в 2013-м остановились и даже показали небольшое снижение на 0,8%. Согласно подсчетам СОГАЗа, всего за прошлый год порядка 80 страховых организаций продали автовладельцам полисов на 3,85 млрд рублей. При этом количество автомобилей в республике год от года увеличивается. По данным аналитического агентства «Автостат», за 9 месяцев 2013 года в республику было продано 91,6 тысяч новых машин - почти столько же, сколько и за аналогичный период 2012-го.
Рустэм Сабиров объясняет сложившуюся ситуацию убыточностью продаж ОСАГО и надеется, что на нее повлияет небольшое подорожание полисов, которое инициировал Центробанк. "Чего можно ожидать, если цены 11 лет как заморожены? - констатирует Сабиров. - Чтобы поддерживать рынок, нужно пересматривать их раз в год". По его словам, убыточность ОСАГО в Татарстане составляет примерно 140%. По последней информации, ЦБ хочет уже с июля 2014 года увеличить базовую ставку полиса, в результате чего он подорожает для Казани, к примеру, в среднем на 15%.