«Ты должен учиться на пятерки!» - как часто многие дети слышат эту фразу от своих родителей! А когда ребенок приносит в дневнике плохую оценку, его ругают и заставляют штудировать учебники. Нужна ли погоня за оценками? Специалисты однозначны в своем мнении: нет! В современной жизни нередко бывает, что круглый отличник и медалист после окончания вуза приходит устраиваться на работу в компанию, которой руководит его бывший одноклассник, хуже всех учившийся в школе. Почему двоечникам удается лучше обустроиться в жизни, чем отличникам, объясняет психолог Алексей Бородин.
Задают вопросы
Чем увлечь «поколение гугл»? Учитель года о гаджетах и диалоге с детьми
В школе отличники привыкают беспрекословно выполнять все здания учителей, и во взрослой жизни им сложно ставить перед собой какие-то цели самостоятельно. Двоечники же могут вовсе не выполнять то задание, которое им неинтересно или кажется ненужным. «Перед тем, как браться за дело, такой человек обязательно выяснит, «для чего» и «зачем», – говорит психолог. – Он не будет бездумным последователем, стремясь сделать что-то сам, без указания других. Если в школе это скорее отрицательная черта, то во взрослой жизни, как ни парадоксально – наоборот».
Не пытаются понравиться
Каждый отличник всегда хочет произвести хорошее впечатление на учителя: на уроках внимательно слушает, даже если тема ему неинтересна, а по просьбе преподавателя намочить тряпку первый срывается со своего места. Двоечник не будет пытаться угодить. Он не побоится сказать, что не хочет выполнять то или иное задание, что ему скучно. При этом двоечник уважает учителя и видит в нем безусловный авторитет, но заискивать все равно не станет. Такие же модели поведения двоечник и отличник будут использовать на работе, в отношениях с начальством.
Думают не только об учебе
Отличники проводят много времени за уроками, чтобы идеально подготовиться и выучить заданный материал сверх программы. Двоечники обычно не сидят за учебниками и списывают «домашку» у одноклассников. Таким образом, у них остается больше времени, чтобы развиваться в других направлениях – спорте, музыке, танцах. Отдыхают двоечники тоже гораздо лучше. «Эти люди умеют наслаждаться жизнью, – считает Бородин. – Отличникам в свою очередь сложно расслабиться, а постоянное напряжение мешает достигать высоких целей».
Не гонятся за оценками
Для отличников «пятерки» – показатель успеха: если получил хорошую оценку, значит, добился результата. Однако оценка всегда субъективна и является не только результатом выученного урока, но и показателем отношения учителя к ученику. Троечники знают: их успех выражается не в оценках, а в собственной внутренней удовлетворенности от выполнения какого-либо дела. Поэтому они идут к цели своим путем.
Не делают все сами
Отличники по жизни пытаются сделать все сами. Если в школе такого ученика назначат ответственным за проведение «капустника», отличник от начала и до конца будет организовывать все единолично, руководствуясь принципом «хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам». Правда, потом он останется без сил, и результат проделанной работы не вызовет положительных эмоций. Двоечник же распределит обязанности между другими, в зависимости от их способностей. То же самое и во взрослой жизни. Руководитель не делает все сам: он знает, как правильно использовать возможности окружающих.
Не стремятся стать идеальными
Человек не может быть талантлив во всем. Кто-то силен в математике, но при этом не может выучить правил грамматики, а кто знает наизусть стихи всех поэтов Серебряного века, но вот формулы по физике ему не поддаются. Для отличника важен хороший результат во всех областях. «В жизни такой отличник будет десятилетиями пытаться поднять с колен неудачный бизнес или безуспешно сделать карьеру в сфере медицины, хотя мог бы стать прекрасным инженером или художником, – говорит психолог. – То есть, он не может признать, что у него что-то не получается, что другие делают это лучше. Типичный «двоечник» не будет убиваться напрасно: «Не получилось – не надо, буду двигаться дальше». Методом проб и ошибок он найдет свое место в жизни и добьется успеха».
Не тратят силы впустую
Двоечник не станет делать то, в чем не видит смысла. Он сосредоточится на том, что ему действительно важно и интересно. Если ему не дается тот или иной предмет, он не будет тратить время на его изучение. «Впоследствии люди-«двоечники» занимаются по жизни тем, что им нравится, а «отличники» тянут лямку на нелюбимой работе или страдают в несчастливом браке, надеясь на улучшение отношений», – отмечает Бородин.
Умеют принимать неудачи
Для каждого настоящего отличника «четверка» на экзамене – целая трагедия. В жизни такой человек очень близко к сердцу воспринимает все неудачи и долго переживает даже после маленькой оплошности. В дневнике двоечника есть как хорошие оценки, так и «неуды». Он прекрасно понимает, что неудача – не конец жизни, и гораздо быстрее поднимается после падения.
Раньше взрослею
В школе фотография отличника висит на доске почета. Одноклассники беспрекословно признают в нем интеллектуала, учителя хвалят, а родители пророчат блестящее будущее: ребенок идет на золотую медаль! Самостоятельная жизнь превращается для такого отличника в настоящий стресс: он встречается с первой критикой, недовольством начальника, а захваливать уже никто не станет. Двоечник умеет спокойно принимать критику с раннего возраста. Он не будет впадать в истерику, а просто проанализирует все и сделает правильные выводы.
Не боятся рисковать
Двоечники редко что-то планируют. Они привыкли действовать по ситуации и готовы идти на риск. Зачастую это оказывается им на руку. «Это двоечники бросают школу или университет, чтобы объехать весь мир автостопом, – объясняет психолог. – Это они уходят с руководящей должности, чтобы открыть свое дело, которое всем кажется неперспективным. Удивительно, но в итоге они выигрывают!».