Позвонившая в редакцию читательница была очень взволнована. По ее словам, газета должна срочно поднять проблему так полюбившейся казанцам снежной забавы - катания с гор на надувных санках-«ватрушках». Оказывается, они далеко не безопасны.
Тюбинги, именуемые в народе «ватрушками», моментально стали популярными среди любителей катаний с гор. Стремительные, легкие, они так же...
Позвонившая в редакцию читательница была очень взволнована. По ее словам, газета должна срочно поднять проблему так полюбившейся казанцам снежной забавы - катания с гор на надувных санках-«ватрушках». Оказывается, они далеко не безопасны.
Тюбинги, именуемые в народе «ватрушками», моментально стали популярными среди любителей катаний с гор. Стремительные, легкие, они так же стремительно вошли в сферу экстрим-развлечений. Все было бы прекрасно, но...
- Моя 20-летняя дочь получила серьезную травму бедра, катаясь с гор возле НКЦ «Казань», - рассказывала женщина. - Теперь полтора года молодой девушке придется жить с металлическим штырем в позвоночнике. Причем в палате травмцентра было несколько людей, которые стали жертвами подобных развлечений. Выходит, «ватрушки» опасны?
КОММЕНТАРИЙ УЧЕНОГО. Этот вопрос «КВ» задали профессору-физику, завкафедрой «Динамика и прочность машин» КГЭУ Ильдару Саитову. Вот какую характеристику дал ученый тюбингу:
- Чрезвычайно опасное и легкодоступное средство передвижения. У «ватрушки» малая площадь нижней поверхности, она недостаточна для нормального трения. А при подскоке в воздух трение и вовсе становится нулевым. Тюбинг крайне неустойчив в движении. У него, когда сидит человек, довольно высокий центр тяжести. При любом повороте, скачке центр тяжести выходит за площадь опоры. А это сразу потеря равновесия и кувырканье.
К тому же материал, из которого изготавливают тюбинг, обладает очень высокой степенью скольжения. При подпрыгивании «ватрушка» еще сильнее ускоряется и может развить скорость свыше 50 км в час, в зависимости от высоты и дальности склона.
Представьте, что будет с вами, если упадете с велосипеда на скорости 20 км в час. То же самое может произойти при скатывании на «ватрушке» с горы. Переломы гарантированы. Неуправляемое падение на скорости свыше 20 - 30 км в час - абсолютно фатальный случай.
- Но ведь то велосипед на асфальте, а тут легкий тюбинг на снежной трассе...
- В аэродинамике крыло в виде круглого диска абсолютно отсутствует. Стало быть, тюбинг напрочь лишен аэродинамичности. Взять хотя бы лыжи. Их конструкция такова, что, скатываясь с горки или небольшого трамплина, ими можно управлять в полете. «Ватрушка» же при малейшем подскоке сразу переворачивается, и человек летит с нее кубарем. Вот если бы ее закрутить в виде волчка, тогда бы устойчивость появилась. В этом случае я и сам прокатился бы ради интереса. А сейчас не то что прокатиться - рядом находиться опасно. Для смотрящих на действо в конце трассы кувырок тюбинга тоже может кончиться плачевно. Удар, который обычно приходится по ногам стоящих, может в лучшем случае выбить коленные чашечки. А это долгое лечение и не менее долгое восстановление. Если бы тюбинг обладал свойствами медленного торможения, когда скорость тихонько гасилась... Но беда в том, что у «ватрушки» нет для этого никаких приспособлений. Если использовать в качестве тормоза ноги, то человек может просто вылететь из тюбинга.
- Какие еще претензии можно предъявить к разработчикам «ватрушки»?
- У нее нет никаких средств пассивной безопасности. За счет высокого центра тяжести и повышенной упругости у «ватрушки» происходят скачки. При них человека выбрасывает в направлении, траекторию которого трудно предугадать. Падение также практически невозможно предотвратить. И поэтому человеку сложно удержать тело в равновесии. Детские тюбинги тоже опасны, но их преимущество в том, что они легкие. «Ватрушка» не набирает такую скорость, как при скатывании взрослого человека.
- Что же делать?
- Запрещать такие средства катания! Роспотребнадзор должен взять эту проблему на контроль, провести экспертизу на безопасность. Я сравниваю это с решением обязательного использования детских кресел и ремней безопасности в автомобилях. Они ведь реально спасают человеческие жизни при ДТП. Единственное условие, при котором можно разрешить тюбинги, - это установить на них детское кресло безопасности, а на голову ребенка обязательно надевать шлем, как при езде на велосипеде. Еще необходимо придумать систему стабилизации и управления движения, а также возможность экстренного торможения.
КОММЕНТАРИЙ ТРАВМАТОЛОГА. О том, какие травмы чаще всего получают на тюбинге, «КВ» рассказал врач травматолог-ортопед ГАУЗ «Городская клиническая больница №7» Айдар Насибуллин:
- Самая страшная травма - это травма позвоночника. Находясь в центре «ватрушки», наше тело перегибается за бортики. При резком подскоке и приземлении позвоночник как бы переламывается через этот борт, отчего происходит компрессионный перелом. Случается, подобная травма приводит к инвалидности. Когда мы выясняем обстоятельства получения травмы, наши пациенты рассказывают о том, что на этот тюбинг умудрились залезть вчетвером, впятером... Либо происходило столкновение нескольких «ватрушек». В таком случае спектр травм начинает разниться. От удара страдает грудная клетка, человек получает травму головы, которая обычно ничем, кроме шапки, не защищена. В лучшем случае сотрясение мозга, в тяжелом - ушибы головного мозга и открытые раны. При этом может произойти размозжение ткани. Реже, как правило, в момент переворачивания, получают травмы нижних конечностей.
Нередко катание происходит в нетрезвом виде, что усугубляет ситуацию. Человек в таком состоянии теряет контроль, равновесие и переоценивает свои возможности. В группе риска подростки 12 - 16 лет, у которых желание получить острые эмоции зашкаливает. Но из-за того что еще не сформирован позвоночник, не подготовлен мышечный каркас, травмы получаются страшные: перелом костей, ребер, грудной клетки, позвоночника.
- Может, запретить или ввести ограничения на эту народную забаву?
- Вспомните свое детство, когда вы катались с гор на салазках, ледянках и при этом частенько получали травмы. Самая распространенная из них - отбивали копчик. Если бы запретили ледянки, думаю, вряд ли бы это нас остановило. Радикальные меры ни к чему не приведут. Не будут дети и их родители заботиться о шлемах, это уже доказано на примере велосипедов и мопедов. Все зависит от сознательности и сдержанности. Разумеется, залезать на «ватрушку» большой компанией неразумно и, я бы даже сказал, преступно. Внешне такое развлечение кажется нестрашным. Страшны последствия... Шлем не спасет от компрессионного перелома позвоночника. Выход пока один: кататься с невысоких гор с контролируемым скатом, чтобы на пути следования не было трамплинов, деревьев, столбов, иных конструкций.
- Сколько человек в день поступает к вам с подобными травмами?
- В новогодние каникулы только в нашем стационаре, куда привозят особо тяжело травмированных пациентов, в день бывало до 10 человек. В будни - обычно 5 - 6 поступлений. Что уж говорить о рядовых травмпунктах, куда обращаются с более легкими травмами.