Камиль Самигуллин: «Религиозная одежда должна оставаться правом и личным делом женщины»
О дискуссии вокруг запрета никаба, новых продуктах исламского банкинга, проекте рукописного Корана как следующем «великом шаге» после «Казан басмасы», а также о том, чем запомнится прошедший хадж, в интервью главному редактору «Татар-информа» Ринату Билалову рассказал председатель Духовного управления мусульман Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.
«У людей, приехавших в хадж неофициально, зачастую нет возможности заселиться в гостиницу. А на улице 50 градусов в тени»
Камиль хазрат, не так давно завершился хадж – важнейшее событие для всех мусульман. Расскажите о том, как он прошел. Итоги, впечатления, особенности этого года?
Как известно, квота на хадж для нашей республики в этом году составила 1800 мест. Услуги по организации хаджа в Татарстане оказывает официальный хадж-оператор. И он создан при Духовном управлении мусульман РТ. Хаджиев из Татарстана сопровождали 20 врачей различных специальностей. Круглосуточные медпункты были организованы во всех отелях размещения татарстанцев и в долине Мина и оснащены всем необходимым оборудованием и медикаментами. Кроме того, в долинах Муздалифа и Арафа врачи также сопровождали хаджиев. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить за это Минздрав Татарстана. Благодаря слаженной работе организаторов хаджа и наших медиков все наши паломники, Аллага шөкер, вернулись домой живыми и здоровыми. Ни одного несчастного случая за сезон хаджа в 2024 году среди татарстанских паломников не было.
Температура воздуха в местах паломничества поднималась выше 50 градусов в тени. Находиться на улице, тем более под открытым небом, под солнцем, было очень опасно. В этом году среди хаджиев есть погибшие, в основном это были пожилые люди и те, кто приехал нелегально, без размещения в отелях. Между тем властями рекомендовано было не выходить из помещений на открытый воздух без особой необходимости. В мечети «Аль-Харам» – четыре этажа, на самом верхнем – крыша, ходить по нему в дневное время очень опасно. Руководители групп из Татарстана выстраивали логистику передвижений очень грамотно: если в мечети было слишком многолюдно, то некоторые ритуалы, такие как обход вокруг Каабы, они откладывали на ночное время, когда можно и по четвертому этажу пройти. Либо старались размещаться на первых трех этажах, где работают кондиционеры.
Такая слаженная работа оператора «ДУМ РТ Хадж» позволила организовать паломничество для татарстанцев на достойном высоком уровне. Надеюсь, у всех хаджиев остались хорошие впечатления от главной поездки в их жизни и они будут рекомендовать ее другим людям, и именно через официального оператора. Это касается и малого паломничества (умры), и обязательного паломничества.
Озвучивалось, что в этом сезоне хаджа было 10 миллионов паломников и только 2 миллиона из них – «официальные». Остальные приехали самостоятельно либо прибыли в Саудовскую Аравию по визе умры и окольными путями остались до завершения хаджа, где-то прятались, чтобы потом совершить обряды. Мы слышали, что из одной только Турции нелегально приехали 500 тысяч человек, это при 100-тысячной квоте на страну. Так что в цифру 10 миллионов человек можно легко поверить. А у людей, приехавших неофициально, зачастую нет возможности заселиться в гостиницу. И вот представьте: на улице 50 градусов в тени, ты как в бане и тебе негде укрыться, везде столпотворение…
В то же время правильно будет, если количество смертей в сезон хаджа учитывать в соотношении с общей массой людей. Скажем, сколько смертей в день в Казани с полуторамиллионным населением? Немало. А в дни хаджа в Мекке было 10 миллионов! Вполне естественно, что ежедневно в мир иной уходили несколько человек. То есть это не так страшно, как иногда преподносят в СМИ. Хотя, конечно, если сравнивать с прошлыми постпандемийными годами, число смертей было гораздо большим.
Все-таки погодный фактор?
Да, в том числе.
Давайте поясним для наших читателей. 1800 человек – это квота для хаджиев. А те, кто едет в умру, это уже отдельная цифра?
Да, и она не ограничена. Умра совершается в любое время года. Бывает и так, например, что у человека есть бизнес-виза, он едет по своим делам в Джидду и параллельно решает совершить малое паломничество: между Джиддой и Меккой всего 70 километров, он берет такси и совершает умру. А хадж совершается только в определенное время года, только во время Курбан-байрама. Когда мы отмечаем этот праздник, происходят основные события и обряды хаджа.
То есть тот, кто пока не готов по каким-то причинам ехать в хадж, может в течение всего года совершить поездку в виде умры?
Да, в любое удобное время. Это дополнительное, то есть необязательное поклонение. В отличие от хаджа, который обязателен для мусульманина, имеющего возможность собрать средства и преодолеть дорогу. При этом дорога должна быть безопасной, а сам он должен оставить часть средств своей семье.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа