Фарит Фарисов: Русские хотят знать татарский язык, но надо правильно его подавать
Председатель региональной общественной организации – Татарской национально-культурной автономии г. Москвы о том, кто больше всего бился за татарский язык, почему одного Табриса Яруллина мало для развития Всемирного Форума татарской молодежи и зачем мошенники выдают колбасу со свининой за «халяль».
Всемирный Форум татарской молодежи больше не пахнет нафталином
Каким образом формируется список участников Всемирного форума татарской молодежи?
— Подбор делегатов – это большая и ответственная работа. Мы составляли список, отбирая не просто активных, но самых достойных, чья деятельность по итогам года и участию в различных наших проектах оказалась заметной. И это не просто, потому что у нас прекрасная, инициативная молодежь и они готовы работать и развиваться. В 2017 году проект «Москва многонациональная – город добрых соседей» нашей автономии стал победителем конкурса президентских грантов, и ребята принимают активное участие в его реализации.
Какие впечатления у участников форума? Они с вами делились? У вас какие ощущения после форума?
— Для молодежи форум – это очень значимое событие, и, конечно, впечатлений у них очень много. Ежедневно мы проводили мониторинг, что им нравится, что не нравится, как прошел день. Когда мы раньше встречались в середине форума, то видели, что мероприятия не вызывали особого интереса. В этот раз программа была настолько насыщенной и дни расписаны по минутам, что даже время, отведенное на сон, люди предпочитали тратить на общение.
Мы провели традиционные встречи в конце форума, подвели итоги и выяснили, что все мероприятия форума заинтересовали делегатов и были очень полезны, в том числе и экскурсии.
Главной задачей была презентация наших проектов. Например, стартап TatApp Ильдара Файзуллина – это мобильное приложение, где будет масса полезной для татар информации о товарах, услугах, культурных событиях и мероприятиях.
Еще один интересный проект – «Оч суз», смысл которого в том, что каждый татарин, здороваясь с другим, должен произносить три слова на татарском языке. Произнося эти три слова, он вспоминает о своих предках и сохраняет родной язык. Ведь это просто: каждый день используя самые обычные слова “исәнме”, “хәлләр ничек?”, “нишлисең?” (“здравствуй”, “как дела?”, “что делаешь?”), мы формируем разговорную речь и мотивируем на дальнейшее изучение языка.
Поддержали активисты молодежных организаций и идею проекта АТОМ (автономные татарские обьединения Москвы). Первый номер одноименной газеты уже был презентован на московском междунардном фестивале “Сабантуй-2018”, впереди создание телеканала.
Какие положительные и отрицательные стороны вы отметили у прошедшего восьмого форума?
— Очень приятно, что форум поменял формат, программа стала более насыщенной, неформальной. Живое общение – это то, что молодежи сегодня интересно.
Лидер Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев (председатель Национального совета Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев – прим. Т-и) предложил новый формат форума, и молодежи он пришелся по душе. Радует, что это не нафталин, как было когда-то.
Всемирному Форуму татарской молодежи нужны пять Табрисов Яруллиных
На форуме из тысячи человек кандидатом на пост председателя был лишь один Табрис Яруллин. Это говорит о том, что у Табриса высокий авторитет или о том, что молодежь пассивна?
— Лично знаю Табриса, он обладает большим опытом и умеет работать. Выбор делала молодежь – им виднее, они общаются на неформальном уровне, поэтому в обсуждения, кто выбирал, кто выдвигался, я не вмешивался. Хочу сказать, было бы хорошо воспитать еще хотя бы человек пять таких, как Табрис, и тогда многое бы изменилось. Ведь у нас тоже есть яркие, талантливые и самобытные личности.
Среди молодежи есть лидеры?
— Если в природе нет вожака, то все рассыпается. Когда мы говорим «лидер», то нужно все-таки понимать, что это не тот, кто пользуется большим вниманием, нет. Это тот, кто готов защитить, взять чью-то вину на себя, принять на себя удар. Люди, увидев реального вожака, а не мнимого, объединяются вокруг него и идут за ним. Каждый человек в нашей делегации – лидер. Из этих людей 10 – настоящие лидеры, человек 15–20 этому учатся этому искусству, третьи наблюдают, и, может быть, из них получатся настоящие лидеры.
Альтернативные кандидаты и проголосовавшие «против» повышают легитимность форума?
— Я не задумывался об этом, честно говоря. Каждый человек должен понять, что любое молчание – это знак согласия. Не можешь сказать – встань и уйди, чтобы в этом не участвовать. Если ты молчишь, значит, ты согласен. По поводу Табриса мне на сегодняшний день никто неудовлетворения не высказал.
Успехи Татарской национально-культурной автономии Москвы – это продолжение работы Расима Акчурина
Есть мнение, что между московскими татарами нет плотной связи. Вы занимаетесь решением этого вопроса?
— Сегодня Татарский культурный центр объединяет всех татар, но без того колоссального объема работ, что сделал в свое время Расим Сулейманович (Акчурин, почетный президент РОО – Татарской национально-культурной автономии города Москвы – прим. Т-и) этого бы не было. Он руководил автономией в самый сложный период становления. То, что мы делаем сейчас, и наш успех – это продолжение его работы. Дальше должны быть еще более яркие достижения и имена, и это большой труд.
Очень сложно было объединить татар в Москве, но поддержка со стороны Равиля Ахметшина (полномочный представитель Республики Татарстан в РФ – прим. Т-и) и его участие в жизни татарской общины столицы неоценимы. По его инициативе в Москве установлены два памятника героям нашего народа. Это тоже объединяющий фактор. И посмотрите, какие масштабы сегодня приобрели в столице праздники Дни культуры Республики Татарстан, ифтары в месяц Рамадан, Курбан-байрам, московский Сабантуй!
Татарстан финансово помогает в организации этого праздника в Москве?
— Республикой Татарстан на московском Сабантуе ежегодно устанавливается большая татарская деревня, но к бюджету праздника это не имеет отношения. Он формируется при поддержке Правительства Москвы и средств спонсоров. Есть крупное предприятие из Татарстана, которое помогает материально, и мы думаем, что это искренне, потому что люди видят результат.
Мероприятие, которое мы делаем, одно из красивейших в мире. В этом году Сабантуй в Москве посетило более 250 тысяч человек. Художественным руководителем фестиваля выступил один из лучших европейских режиссеров Ханс-Йоахим Фрай, а праздник был проведен по международным стандартам. Концертные, спортивные, развлекательные площадки, татарская и башкирская деревни, гребная регата, соревнования по волейболу и женскому мини-футболу, турнир по борьбе на поясах с участием зарубежных спортсменов, выступление Кавалерийского почетного эскорта Президентского полка службы коменданта Московского Кремля, аллея национальных шатров “Улица добрых соседей”, да всего и не перечислишь. В празднике участвовали все национальности столицы, а более 300 волонтеров помогали гостям ориентироваться на 200 000 кв. м площадки праздника. Энергетика московского Сабантуя, как отмечают гости мероприятия, совершенно особая, отличная от других. Это светлый, хороший праздник, каких мало!
На критику в Интернете обращаете внимание?
— Не открою секрета, что я работал на Северном Кавказе и участвовал в наведении конституционного строя, и на провокаторскую критику у меня выработан иммунитет. «Ценю я тех, кто без меня не может, и не мешаю тем, кто счастлив без меня». Сидят и пишут эти провокационные посты кухонные герои, которые и своего имени не показывают, и ничего не делают. У тех, кто делает, другие ценности. Поэтому я не обращаю внимания на тех, кто все время критикует. У меня просто нет на них времени. Если мы будем на каждого такого критика отвлекаться, то мы не дойдем до своей цели.
Место силы татарской национально-культурной автономии Москвы – это Татарский культурный центр. В каком он состоянии?
— Сейчас там завершается реставрация фасада и актового зала, и, я думаю, наши гости будут приятно удивлены результатами. В этом году нам повезло – мы получили ценных специалистов. Вместо отдыха мастера высшей категории, которые занимаются реставрационными работами в Кремле, пришли к нам. Они выполняют тончайшую работу на высоте 10–12 метров.
Как вы считаете, когда казанские, московские и башкирские татары живут отдельно своей жизнью – это хорошо?
— Нет, конечно. На сегодняшний день многие в Татарстане считают, что республика не обязана кому-то помогать, но почитайте 14-ю статью Конституции Татарстана, и вам все станет ясно.
Что касается татарского языка, то сейчас мы ведем переговоры с министром образования Республики Татарстан о финансировании преподавателей татарского языка, работающих в столице. Нам нужно хотя бы пять учителей на Москву, чтобы они получали финансирование за то, что поддерживают язык в столице. У Татарской национально-культурной автономии г. Москвы на это нет бюджета. Мы не получаем финансирование из бюджетных источников и работаем на общественных началах.
Татары Башкирии, в Астрахани, в Сибири, на Северном Кавказе – все разные. Надо объединяться. Надо дальше идти. Мы в Москве совместно с Полномочным представительством РТ в РФ работаем в этом направлении. У нас уже есть Татарский дом, в планах открытие большого Татарского центра. Еще будет музей Татарстана. Надо сделать так, чтобы каждый москвич приходит и видел, кто такие татары, что это не татаро-монгольское иго.
Откуда у вас уверенность в собственных силах?
— У меня были прекрасные учителя, среди них участники и ветераны Великой Отечественной войны, которые сформировали мое мировоззрение и нацеленность на достижение результата.
Мы много лет поднимали вопрос, чтобы Сабантуй в Москве стал общегородским праздником, а в этом году получили статус международного фестиваля. Мы добивались вместе с Республикой Татарстан, чтобы не было названия «монголо-татарское иго». Мы добились этого. Мы добивались, чтобы татар не называли диаспорой. Это община, вторая государствообразующая нация. Не надо забывать, что татары живут на сегодняшний день так, как никогда в Российской империи. Никогда мы не были такими свободными, никогда мы не могли так разговаривать, поднимать и открыто обсуждать свои вопросы. Нужно это ценить. Нужно жить. Ничего страшного не произошло с нашим родным языком. Это временно и не должно влиять на всю нашу деятельность. Сегодня мы пробиваем в Москве на одной из самых популярных радиостанций «Эхо Москвы» передачу «Говорим по-татарски». Это круто!
Татары в Москве видели, как Гильмутдинов бился за татарский язык
Что татары в Москве думают о принятом законопроекте о национальных языках?
— В этом вопросе больше, чем Ильдар Гильмутдинов, никто не сделал. Мне вообще удивительно, когда начали говорить, что он не справился. Мы видели, как Ильдар Ирекович бился, а где были в это время остальные?
Понятно было, что сотрясания воздуха не работают, что надо было раньше подходить к этому вопросу. Я был на родительских собраниях. У меня внуки, дети учатся. Спрашивал у друзей своих: что происходит? Вывод один – мы просто перегнули палку. Русские хотят знать татарский язык, но надо его правильно подавать. Раньше изучали так, чтобы на нем разговаривать, и людям это нравилось, но когда начался литературный язык, экзамены, все изменилось.
Как думаете, почему ситуация разрешилась именно так?
— Идеи не приходят из ниоткуда, их нужно формировать, лоббировать, добиваться результата. Мы все равно должны заниматься языком, его сохранением. Считаю, несправедливо, что у нас в Москве нет ни одного учителя татарского языка, работа которого оплачивалась бы из бюджета Республики Татарстан. В Казани звучат призывы: «Давайте поднимать татарский язык», но как? У нас есть энтузиасты. В Татарском культурном центре Москвы преподаватель обучает татарскому языку всех желающих уже седьмой год. Она не получает зарплату. Мы просто предоставили аудиторию для занятий и помогаем как можем. Сама она преподает в университете, но несколько раз в неделю приходит, чтобы учить языку нашу молодежь, а их на занятиях большинство. Поэтому не стоит опускать руки, нужно просто целенаправленно работать и идти к цели.
Правильной халяльной продукции в разы больше, чем единичных случаев, как с колбасой «Царицыно»
В Татарстане был скандал с «халяльной свининой» компании «Челны-мясо», а также нашли в ДНК халяльной колбасы фирмы «Царицыно» мясо свинины. Почему происходят такие ситуации? Чтобы не было подобных случаев, какие меры предпринимает муфтият?
— Нужно быть морально готовым, что это может произойти. «Царицыно» выпустило свинину, подделало сертификат. Нужно было это предусмотреть.
Есть два центра стандартизации – в Татарстане и в Москве. В Москве продукция халяль под контролем Духовного управления мусульман РФ. Айдар Газизов возглавляет Международный Центр стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России. Он этого принципиально не мог сделать. Очень много пытаются подделать, но у нас подход жесткий, потому что стандарт международный и сертифицируются компании, чтобы выпускать продукцию в Эмиратах, например.
Хочу успокоить вас успокоить: много мошенников, которые хотят опорочить хорошее дело, чтобы привлечь внимание на себя. Но если на каждого обращать внимание, отвлекаться, то не дойдешь до конца пути. Так что давайте думать и говорить о хорошем. Будем созидать и идти вперед.
Фото: Александр Эшкинин
Автор материала: Динара Прокопьева
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа